Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Главное о профессиональном пенсионном страховании

24.11.2021
Главное о профессиональном пенсионном страховании

C 1 января 2009 года в Республике Беларусь действует профессиональное пенсионное страхование, которое введено Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (Законом о ППС). Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляет Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Профессиональное пенсионное страхование охватывает работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. К ним относятся лица, занятые на работах, предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2, работницы текстильного производства (по установленному перечню), отдельные категории медицинских и педагогических работников, артистов, летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, животноводы, доярки и другие. Полный перечень категорий работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, определен статьей 5 Закона о ППС.

При осуществлении профессионального пенсионного страхования применяются Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 года № 536, а также перечни работ, профессий, должностей работников (применительно к определенной категории работников), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачивают работодатели, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам. Законом о ППС на работодателей возложены также обязанности по представлению в органы Фонда сведений о застрахованных лицах, необходимые для ведения профессиональной части индивидуальных лицевых счетов этих лиц. Это, в частности, сведения о периодах работы в особых условиях труда и об уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование за эти периоды (форма ПУ-6).

Представленные работодателями сведения заносятся в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и являются основанием для выдачи документов о продолжительности профессионального стажа.

Следует иметь в виду, что работникам, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного стажа работы с особыми условиями труда, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». При назначении таких пенсий учитывается профессиональный стаж, сформированный после 1 января 2009 года.

Например. Для назначения пенсии за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» женщине, работающей учителем в школе, требуется 25 лет специального стажа. По состоянию на 1 января 2009 года такого стажа у нее имеется 20 лет 6 месяцев. После 1 января 2009 года женщина продолжает работать учительницей в школе и, в соответствии с законодательством, подлежит профессиональному пенсионному страхованию, за нее работодатель уплачивает взносы на профессиональное пенсионное страхование. Профессиональный стаж, приобретенный после 1 января 2009 года, учитывается при назначении пенсии за выслугу лет.

При этом согласно статье 21 Закона о ППС, пенсионные сбережения, учтенные на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица, перечисляются для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.

В рамках профессионального пенсионного страхования, начиная с 1 января 2009 года, работники, подлежащие профессиональному пенсионному страхованию (застрахованные лица), формируют свои права на профессиональные пенсии (приобретают профессиональный стаж). Выплата профессиональных пенсий осуществляется из отдельного самостоятельного источника. Таким источником являются пенсионные сбережения застрахованных лиц, которые состоят из взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями, и доходов от размещения этих средств в банке.

Законом о ППС предусмотрены два вида профессиональных пенсий – досрочная и дополнительная. Размеры выплат профессиональных пенсий определяются исходя из сумм пенсионных сбережений, сведения о которых содержатся на профессиональной части лицевого счета каждого застрахованного лица.

Досрочная профессиональная пенсия – это профессиональная пенсия, которая выплачивается застрахованным лицам в период до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Законом о ППС предусмотрено, что для приобретения права на досрочную профессиональную пенсию, застрахованное лицо должно иметь профессиональный стаж установленной продолжительности в зависимости от категории застрахованного лица (статья 11 Закона о ППС). В этот стаж засчитывается работа застрахованного лица в особых условиях труда, а также период трудового отпуска (если отпуск следовал непосредственно за работой в особых условиях труда) при условии, что за эти периоды работодателем за застрахованное лицо уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Дополнительная профессиональная пенсия назначается застрахованным лицам, на профессиональной части индивидуального лицевого счета которых, на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, имеются пенсионные сбережения. Эта пенсия выплачивается в дополнение к пенсии, получаемой из общих средств государственного социального страхования после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц работодатели обязаны своевременно и качественно проводить оценку условий труда на каждом рабочем месте, составлять и утверждать с участием профсоюзов перечень рабочих мест с особыми условиями труда, вести учет рабочего времени в особых условиях труда каждого застрахованного лица, своевременно и правильно уплачивать взносы на профессиональное пенсионное страхование, в установленные сроки представлять в органы Фонда достоверные сведения о периодах занятости застрахованных лиц в особых условиях труда и уплаченных взносах за эти периоды по формам ПУ-6.

От того, насколько обоснованно и в полном объеме работодателями представляются сведения, необходимые для ведения профессиональной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, зависит право граждан на досрочные пенсии, дополнительные профессиональные пенсии (и на размер этих пенсий). В случае отмены работодателем представленных сведений либо их изменения органы Фонда обязаны отменить ранее выданные справки о продолжительности профессионального стажа и предоставить новые. Это может привести к негативным последствиям для застрахованного лица, вплоть до прекращения выплаты ранее назначенных пенсий и их пересмотра. В связи с этим, работу по профессиональному пенсионному страхованию необходимо работодателям наладить таким образом, чтобы максимально избежать таких последствий.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (статья 24.11) за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность.

Как показала практика применения законодательства о профессиональном пенсионном страховании, чаще всего у работодателей возникают вопросы, связанные с применением перечней категорий работников, на которых распространяется профессиональное пенсионное страхование, и критериев оценки условий труда на рабочих местах с особыми условиями труда (утверждены постановлением № 1490). В связи с этим, следует отметить, что согласно пункту 5 данного постановления контроль за правильностью применения данных перечней и критериев оценки условий труда уполномочены осуществлять республиканские органы государственного управления в отношении категорий работников в сфере регулирования в соответствии с компетенцией органа (т.е. Министерство здравоохранения – в отношении медицинских работников, Министерство образования – в отношении педагогических работников, Министерство сельского хозяйства и продовольствия – в отношении работников, занятых в сельскохозяйственном производстве). При возникновении у работодателя вопросов, связанных с применением перечней и критериев, необходимо обращаться в соответствующие республиканские органы государственного управления.

Согласно статье 18 Закона о ППС застрахованные лица имеют право получать у работодателя информацию о начисленных и уплаченных взносах на профессиональное пенсионное страхование, а также о профессиональном стаже. Кроме этого, они могут получить сведения о текущем состоянии профессиональной части своего индивидуального лицевого счета в органах Фонда.

Необходимо обратить внимание, что с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 года № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (в редакции Указа от 17 января 2020 г. № 15) работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе не имели его до указанной даты, предоставляется право получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. То есть, взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате. Размер доплаты определяется работодателем, но не может быть менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, причитающихся к уплате в бюджет фонда за этого работника.

Выбор работником ежемесячной доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работника указываются сведения о периодах специального стажа работы до 1 января 2009 года. Решение о праве конкретного работника на доплату принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж этого работника (в том числе у других нанимателей). В связи с выбором доплаты, у работника прекращается формирование профессионального стажа, но при желании можно отказаться от доплаты и опять участвовать в системе профессионального пенсионного страхования. Доплата, как и уплата взносов на профессиональное страхование, производится до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста.

Более подробную информацию о профессиональном пенсионном страховании можно получить на сайте Фонда (https://ssf.gov.by).