Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Рассылка новостей

Сведения об историко-культурных ценностях, о порядках и условиях их приобретения, использования и содержания

В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включены следующие объекты города Пинска:

Исторический центр г.Пинска (2 категория ценности):

ул. Брестская, 9, 11,

ул. М.Горького, 29, 31, 33, 34, 35, 36, 43, 46, 47, 50, 52, 55, 57, 60, 62, 63, 68, 70, 72, 74,

ул. Днепровской флотилии, 5, 11, 33, 35, 37, 39, 41,

ул. Завальная, 1, 7, 9, 11, 13 16, 19, 18, 27, 32, 39,

ул. Заслонова, 3, 8, 10, 12, 13, 17,

ул. Иркутско-Пинской дивизии, 2, 4, 5, 6, 8/13,

ул. Комсомольская, 1, 2, 5, 6, 8, 14, 19, 21, 29, 39, 41,

ул. Коржа, 2, 9, 11,

ул. Киевская, 1, 3, 7,

ул. Кирова, 1, 2а, 4, 13,

ул. Куликова, 2,

пл. Ленина, 12, 16, 18, 20, 22а, 22б, 29, 31, 33, 35а,

ул. Ленина, 4, 5, 8, 8а, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 47, 51, 53, 55,

дзот (на левом берегу р. Пина, около моста),

пл. Октября, 3, 6,

ул. Первомайская, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26,

ул. Ровецкая, 4, 6, 8,

ул. Советская, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 19, 20, 22,

ул. В.Хоружей, 4, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 19

Здание – ул.Днепровской флотилии, 29 (3 категория ценности)

Городище древнего Пинска – в границах улиц Горького, Первомайской, восточной границы пл.Ленина, на левом берегу р.Пина (3 категория ценности)

Здание бывшего синематографа “Синема-Казино” – ул.В.Хоружей, 10 (3 категория ценности)

Костел Карла Баромея – ул.Кирава, 37 (2 категория ценности)

Памятник В.И.Ленину – пл.Ленина (2 категория ценности)

Здание бывшего коллегиума иезуитов – пл.Ленина, 22 (2 категория ценности)

Здание – ул.Леніна, 2 (3 категория ценности)

Ансамбль бывшего монастыря францисканцев в границах ограды – ул.Казимира Свентека (1 категория ценности)

Здание бывшего дворца Бутримовича – ул.Леніна, 44 (2 категория ценности)

Будынак – ул.Леніна, 49 (3 категория ценности)

Мемарыяльны комплекс “Помнік партызанам” – ул.Першамайская (3 категория ценности)

Здание – ул.Первомайская, 6 (2 категория ценности)

Придорожная каплица – ул.Пучкова (2 категория ценности)

Памятник на месте расстрела жертв фашизма – узников Пинского гетто - ул. Пушкина (3 категория ценности)

Ансамбль бывшего монастыря бернардинцев – ул.Советская, 36 (2 категория ценности)

Здание – ул.Суворова, 43 (2 категория ценности)

Здание, где жил народный писатель Беларуси Якуб Колас – ул.Чуклая, 63 (3 категория ценности)

Мемориальный комплекс освободителям – городской парк культуры и отдыха (3 категория ценности)

Синагога – ул.Иркутско-Пинской дивизии, 12 (3 категория ценности)

Бывшая синагога “Конфедерацкая” – ул.Кирова, 10а (3 категория ценности)

Здание – ул.Кирава, 22 (3 категория ценности)

Здание бывшей пекарни – ул.Кирова, 29 (3 категория ценности)

Бывшая религиозная школа – ул.Куликова, 29. (3 категория ценности)

Охранные обязательства

Собственник объекта историко-культурной ценности в месячный срок с момента получения права собственности должен подписать охранное обязательство (п.3 ст.53 Закона Республики Беларусь от 09.01.2006 № 98 – З “Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь”, далее – Закон № 98 – З). В охранном обязательстве перечисленны обязанности собственника историко-культурной ценности, в том числе и во время выполнения работ на ней.

Охранные доски

На каждой недвижимой материальной историко-культурной ценности должна быть установлена охранная доска, на которой размещается информация о принадлежности данной недвижимой материальной историко-культурной ценности к историко-культурному наследиюРеспублики Беларусь. Охранные доски единой формы, утвержденные Министерством культуры Республики Беларусь, устанавливаются и содержатся за счет средств собственников историко-культурных ценностей (п.5 ст.28 Закона № 98 – З).

Учетная документация

На каждую историко-культурную ценность заполняется учетная карточка историко-культурной ценности единого образца и составляется паспорт историко-культурной ценности единого образца (ст.25 Закона № 98 – З).

В учетной карточке историко-культурной ценности содержатся краткие фактический сведения об историко-культурной ценности (название, вид ценности, ее месторасположение, дата возникновения, создатель, собственник (владелец), порядок использования, современное техническое состояние, научный руководитель), а также указываются сведения о наличии документации и проверка техническог состояния историко-культурной ценности.

В паспорте историко-культурной ценнсти указываются полные научные и фактические сведения об этой историко-культурной ценности (описываются ее история, современное техническое состояние, указывается ее месторасположение, располагаются учетные данные, оценка ее исторического, научного, художественного, культурного или иглшл значения, указываются элементы, которые имеют свои отличительные духовные, художественные и (или) документальные ценности, сведения о собственнике (владельце), реквизиты охраннного обязательства (дата и номер), сведения о зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, научно-проектной документации, ее исполнителей, а также дополнительные сведения о событиях и персонах, связанных с этой историко-культурной ценностью, архивные и библиографические источники, графический материал).

При получении новых сведений об историко-культурной ценности в учетную документацию вносятся соответствующие дополнения и (или) изменения.

В учетной документации на историко-культурые ценности указываются их категории с ссылкой на соответствующее постановление Совета Министров Республики Беларусь.

Форма и образец учетной документации на историко-культурные ценности и порядок их заполнения устанавливаются Министерством культуры Республики Белаусь.

Составление учетных документов на историко-культурную ценность, за исключением внесения в них дополнений и (или) изменений, осуществляется за счет средств собственника.

Зоны охраны

Кроме того, для каждой историко-культурной ценности должны быть определены зоны охраны (ст.29 Закона № 98 – З), а именно охранная зона, зона регулировангия застройки, зоны охраны ландшафта, зона охраны культурного пласта. Зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, их границы, состав и режим содержания и использования определяются проектом зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, который утверждается Министерством культуры Республики Беларусь

Режимами содержания и использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей предусматриваются ограничения либо полное запрещение деятельности, которая создает угрозу сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среды) условиям их содержания и использования.

Работы на историко-культурных ценностях

Нормативно-правовые акты в сфере охраны историко-культурного наследия направлены на предотвращение уничтожения историко-культурных ценностей, сохранение отличительных художественных и исторических ценностей, которые обусловили придание объектам такого статуса, обеспечение изучения памятников. В перечне работ, выполняемых на историко-культурной ценности (ст.36 Закона № 98 – З), отсутствуют такие работы, как снос, демонтаж и новое строительство.

Вместе с тем работы по обеспечению соответствющего технического и санитарного состояния историко-культурных ценностей могут выполняться на историко-культурных ценностях ежедневнно либо с другой периодичностью без разрешения Министерства культуры Республики Беларусь (ст.38 Закона № 98 – З).

Для осуществления работ по разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурной ценности необходимо получить разрешение Министерства культуры Республики Беларусь (ст.37 Закона № 98 – З), для чего направить в Министерство культуры Ресчпублики Беларусь заявление установленной формы, утвержденной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 05.10.2007 № 41.

Одновременно необходимо предложить кандидатуру научного руководителя историко-культурной ценности (научным руководителем по исторической застройке города Пинска является Вечорко Алексей Фомич – ведущий архитектор коммунального унитарного предприятия Пинская проектно-конуструкторская мастерская “МАРС”). Научный руководитель осуществляет руководство за ходом работ на историко-культурной ценности и разработкой научно-проектной документации, в том числе осуществляет авторский надзор за выполнением этих работ, несет персональную ответственность за сохранение отличительных духовных, художественных и (или) документальных ценностей, а также за научное обоснование проектных решений и их реализацию (ст.41 Закона № 98 – З). Работа научного руководителя оплачивается заказчиком.

В составе научно-проектной документации разрабатывается раздел “Комплексные научные исследования”, который складывается из фотофиксации, обмеров, исторических, археологических и химико-физических исследований. Следует отметить, что обязательное осуществление химико-физических исследований помогает найти правильные проектные решения по применению отделочных материалов на историко-культурноых ценностях и соответственно большей долговечности выполненных работ, тем более, что ни заказчик работ, ни подрядчики не знают про последствия использования современных отделочных материалов на исторических зданиях, которые строились и отделывались с использованием известковых растворов.

Готовая, предварительно подписанная научным руководителем научно-проектная документация на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурной ценности с сопроводительным письмом направляется на согласование в Министерство культуры Республики Беларусь (разделы, содержащие архитектурное решение). В случае, если историко-культурная ценность имеет категорию “0”, “1”, “2” либо реализация данной документации может вызвать существенное изменение, уничтожение, утрату и т.д. историко-культурной ценности, она рассмотривается Белорусской республиканской научно-методической радой по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь (ст.43 Закона № 98 – З).

Одно из самых распространенных нарушений, которые совершаются собственниками и (или) заказчиками работ – это выполнение работ на историко-культурной ценности лишь на основании полученнного разрешения Министерства культуры Республики Беларусь на разработку научно-проектной документации без разрешения на работы.

Согласование Министерством культуры Респубики Беларусь научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях не свобождает от необходимости ее согласования с другими государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (п.5 ст.43 Закона № 98 – З).

Разрешения на работы на историко-культурных ценностях

После согласования научно-проектной документации необходимо повторно направить в Министерство культуры Республики Беларусь заявление соответствующей формы, утвержденной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 05.10.2007 № 4, о выдаче разрешения на выполнение работ на историко-культурных ценностях (ст.37 Закона № 98 – З). Дабы ускорить процесс получения согласования и разрешения Министерства культуры Республики Беларусь, заказчики практикуют одновременное нарпвление в данных государственный орган научно-проектной докеументации и заявление на получение разрешения на выполнение работ на историко-культурной ценности. Чтобы не получить преждевременный отказ на выполнение работ, необходимо в заявлении указать сведения о направлении документации на согласование (дата и номер сопроводительного письма), а также в течении нескольких дней с момента поступления заявления связаться в Министерстве культуры Республики Беларусь с соответствующим специалистом, которому поручено дать ответ на это обращение, и предоставить ему сведения о направленной научно-проектной документации.

Разрешение Министерства культуры Республики Беларусь выдается до 31 декбря текущего года. Если разрешение выдается в ноябре-декабре этого года, то срок его действия может быть определен до 31 декабря следующего года. К указанному периоду заказчик должен представить отчет о работах, выполненных на историко-культурной ценности за соответствующий период.

Если необходимо продолжать работы в следующем году, то направляется повторное заявление на продление разрешения, в котором указывают номер и дату выдачи предыдущего разрешения.

Такое нарушение, как работа на историко-культурной ценности по просроченному разрешения, довольно распространено среди заказчиков, поскольку часто заказчики либо не предупреждены, либо забывают о периоде действия разрешения.

После завершения работ на основании подписанной либо согласованной с научным руководителем отчетности о соответствии проведенных работ согласованной научно-проектной документации Министерство культуры Республики Беларусь выдает заключение о вводе объекта в эксплуатацию (ст.591 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).

Ответственность за нарушение законодательства

Необходимо помнить, что за нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение деяний, создающих угрозу историко-культурным ценностям ст.19.3 КоАП предусмотрена ответственность – наложение штрафа в размере:

- от 10 до 30

базовых величин

- на физическое лицо

- от 10 до 100

базовых величин

- на индивидуального предпринимателя

- от 10 до 500

базовых величин

- на юридическое лицо.

Статьями 344 и 345 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за неумышленное уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей либо материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности. На основании данного факта может быть возбуждено уголовное дело.

Кроме того, подобное невыполнение положений закона № 98 – З является основанием для приостановления предоставления льгот по земельному налогу и налогу на недвижимость, предусмотренные п.п.1.6. п.1 ст.186 и п.п.1.2. п. 1 ст.194 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении собственников историко-культурных ценностей.


      Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь       

 

                      
При использовании материалов сайта 
прямая ссылка на www.pinsk.gov.by обязательна.
Разработка:БизнесПрограммы